Об аэропорте

Аэропорт «Петрозаводск» является единственным аэропортом Республики Карелия, предназначенным для обслуживания как внутренних, так и международных воздушных линий. Аэродром расположен в 17 км на северо-запад от столицы Карелии, на левом берегу реки Шуя в районе пос. Бесовец.
История авиации Карелии началась летом 1932 года с прилетом первых гидросамолетов Всесоюзного объединения «Трансавиация». Открылись первые авиалинии по маршрутам Петрозаводск – Шуньга и Петрозаводск – Панозеро (Пудож). Перевозки были одновременно грузовыми, пассажирскими и почтовыми. Уже тогда были санитарные рейсы и рейсы по охране лесов от пожара.
В феврале 1933 года открылась воздушная линия Ленинград – Петрозаводск.
17 июня 1934 года в Петрозаводске было создано Отдельное авиационное звено (прообраз Петрозаводского Авиапредприятия) в составе 4 самолетов и начались полеты по самой протяженной трассе Петрозаводск – Ухта.
К началу 1935 года в Карелии эксплуатировалось уже 7 самолетов малой авиации.
В предвоенном 1940 году Петрозаводское подразделение гражданской авиации имело в своем составе уже более 10 самолетов различных модификаций, были открыты новые авиалинии по маршрутам Петрозаводск – Выборг и Петрозаводск – Сортавала. К тому времени все аэропорты уже имели между собой радиосвязь, резко улучшилось метеорологическое обеспечение полетов, была создана штурманская служба.
В 1940 году услугами авиации Карелии воспользовалось около 1100 пассажиров, было перевезено около сотни тонн срочных грузов и почты.
Военные годы практически полностью уничтожили гражданскую авиацию Карелии и прервали авиасообщение между населенными пунктами, но уже в декабре 1944 года в Петрозаводск прибыли более 10 самолетов малой авиации и технический персонал аэропорта, возобновились регулярные перевозки пассажиров, почты и срочных грузов.
В 1945 году в Петрозаводске появился самый скоростной и комфортабельный, по тем временам, грузопассажирский самолет ЛИ – 2 («Дуглас»), на котором стали выполняться регулярные рейсы, по два раза в неделю, в Москву и Ленинград. Этими полетами было положено начало регулярной авиасвязи столицы Карелии с обеими столицами России.
Вскоре на этих линиях, а также на Архангельск летали новые турбовинтовые самолеты пассажирские самолеты, которые в 1945 году перевезли уже 3000 пассажиров.
Строительство нового аэродрома «Бесовец» с инфраструктурой гражданской авиации началось 1 сентября 1950 года.
В 1952 году в Петрозаводске впервые появились многоцелевые 12-местные самолеты АН – 2, в последствии заменившие собой все остальные, а в 1958 году — вертолеты МИ – 1 и МИ – 4, которые, в основном использовались для грузовых и специальных полетов.
В 1959 году для улучшения авиаобслуживания населения в Петрозаводске открывается городское агентство Аэрофлота.
В 1964 году аэродром преобразован в аэропорт «Петрозаводск-2». В аэропорту построены служебные здания, пассажирское депо и пункты пропуска, силами Петрозаводского авиаотряда организованы полёты гражданских судов.
В 1965 году, когда на союзных линиях Аэрофлота были внедрены многоместные газотурбинные самолеты, Петрозаводск получил прямое воздушное сообщение с Москвой и Ленинградом, а через год – с Архангельском. В последующие годы было налажено регулярное авиасообщение с Ригой, Таллинном, Вологдой, Мурманском, Новгородом, Кировском, Никелем, Сыктывкаром, Витебском и другими городами.
Особенностью Аэропорта «Бесовца» было то, что взлетно-посадочная полоса являлась полосой совместного базирования, т.е. с 20:00 до 8:00 все гражданские полеты прекращались, поскольку в это время «бетонка» переходила в распоряжение Министерства Обороны.
К началу 90-х взлетно-посадочная полоса главного и крупнейшего из аэропортов Карелии отслужила свой срок и требовался ее ремонт, с одновременной реконструкцией аэровокзального комплекса, однако, работы, запланированные на 1992 – 95 года, были завершены только в 2000-х годах.
8 июня 2004 года введён в строй новый аэровокзальный терминал аэропорта. Общая стоимость объекта составила 19 миллионов рублей. Большая часть необходимых средств на строительство была заложена в инвестиционной программе республиканского бюджета.
1 декабря 2009 года завершилась модернизация светосигнального оборудования аэропорта, после чего у аэропорта появилась возможность работать и в тёмное время суток.
В настоящее время большая часть инфраструктуры аэропорта Петрозаводск модернизирована, построен новый перрон с местами стоянок воздушных судов и рулежная дорожка, возведена современная аварийно-спасательная станция.
Сегодня вопрос о возрождении «малой авиации» и развитии сети авиасообщения как внутри Республики, так и за ее пределы, рассматривается на самом высоком уровне, ведется активная работа по разработке новых маршрутов и привлечению авиаперевозчиков, рассматривается проект по строительству нового пассажирского терминала большей пропускной способности (300 человек\час), проводится постоянная работа над совершенствованием инфраструктуры, безопасности и качества сервиса, как самого аэропорта, так и посадочных площадок.